Часть третья.
НОВЫЙ ЗАВЕТ.
Отречение апостола Петра
Когда Иисуса Христа увели на суд к первосвященникам, апостол Иоанн, как знакомый первосвященнику, вошел во двор, а Петр остался за воротами. Потом Иоанн, сказав служанке-придвернице, ввел во двор и Петра.
Служанка, увидев Петра, сказала ему: "и ты не из учеников ли этого Человека (Иисуса Христа)?"
Петр ответил: "нет".
Ночь была холодная. Служители развели на дворе огонь и грелись. Петр также грелся у огня вместе с ними.
Вскоре другая служанка, увидев греющегося Петра, сказала служителям: "и этот был с Иисусом Назореем".
Но Петр опять отрекся, сказав, что не знает этого Человека.
Через некоторое время служители, стоявшие во дворе, снова стали говорить Петру: "точно и ты был с Ним; ибо и речь твоя обличает тебя: ты галилеянин". Тут же подошел родственник того самого Малха, которому Петр отсек ухо, и сказал: "не я ли видел тебя с Ним в саду Гефсиманском?"
Петр же начал клясться и божиться: "не знаю этого Человека, о Котором говорите".
В это время запел петух, и вспомнил Петр слова Спасителя: "прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня". В эту минуту Господь, бывший среди стражи на дворе, обратился в сторону Петра и взглянул на него. Взор Господа проник в сердце Петра; стыд и раскаяние овладели им и, вышедши вон со двора, он горько заплакал о своем тяжком грехе.
С той минуты Петр никогда не забывал своего падения. Святой Климент, ученик Петра, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни, при полуночном пении петуха, становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своем, простил его. Сохранилось еще древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача.
ПРИМЕЧАНИЕ:
См. Евангелие от Матф., гл. 26, 69-75;
от Марка, гл. 14, 66-72;
от Луки, гл. 22, 55-62;
от Иоан., гл. 18, 15-18, 25-27.
Погибель Иуды
Наступило утро пятницы. Немедленно первосвященники со старейшинами и книжниками и весь Синедрион составили совещание. Они привели Господа Иисуса Христа и снова осудили Его на смерть за то, что Он называет Себя Христом, Сыном Божиим.
Когда Иуда предатель узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял весь ужас своего поступка. Он, может быть, не ожидал такого приговора, либо полагал, что Христос не допустит этого, или избавится от врагов чудесным образом. Иуда понял, до чего довело его сребролюбие. Мучительное раскаяние овладело его душою. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать серебренников, говоря: "согрешил я, предав Кровь невинную" (т.е. предал на смерть неповинного Человека).
Они же сказали ему; "что нам до того; смотри сам" (то есть сам отвечай за свои дела).
Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом. Холод отчаяния и уныния объял его душу. Он бросил серебрянники в храме перед священниками и вышел. Потом пошел и удавился (т.е. повесился).
Первосвященники же, взявши серебрянники, сказали: "непозволительно положить эти деньги в церковную сокровищницу, потому что это цена крови".
Иуда бросает серебренники
Посоветовавшись между собою, они купили на эти деньги землю у одного горшечника для погребения странников. С тех пор, и до сего дня, земля та (кладбище) и называется, по-еврейски, Акелдама, что значит: земля крови.
Так сбылось предсказание пророка Иеремии, который говорил: "и взяли тридцать серебрянников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника".
ПРИМЕЧАНИЕ:
См Евангелие от Матфея, гл. 27, 3-10.